Телефон: г.Москва +7 (962) 952-66-77 г.Чехов +7 (905) 728-78-51 Почта: yagnikovorc@yandex.ru

И.И. Кочиш: образовательная деятельность — главное звено в вузе

И.И. Кочиш, проректор по учебной работе ФГОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина

И.И. Кочиш, проректор по учебной работе ФГОУ ВПО «МГАВМиБ им. К.И. Скрябина» (Москва)

Основная задача любого высшего учебного заведения (университета, академии, института) — подготовить за отведенный срок конкурентоспособных специалистов высшей квалификации, которые были бы востребованы на рынке труда.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина» располагает всем необходимым для решения этой задачи.

Образовательная деятельность в академии осуществляется на основании свидетельства о государственной аккредитации № 1499 от 22 июля 2008 г. и лицензии №10530 от 26 июня 2008 г., выданных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, по

10 программам высшего профессионального образования (табл.),

4 программам дополнительного образования,

одной общеобразовательной,

17 аспирантским специальностям (подготовка кандидатов ветеринарных, биологических, сельскохозяйственных, технических и экономических наук).

Образовательные программы высшего профессионального образования, осуществляемые в МГАВМиБ им. К.И. Скрябина

код Наименование обязательной программы Нормативный срок освоения Присваиваемая кваллификация
111201 Ветеринария* 5 лет 65 «Ветеринарный врач»
110501 Ветеринарно-санитарная экспертиза 5 лет 65 «Ветеринарно-санитарный врач»
110500 Ветеринарно-санитарная экспертиза 4 года 62 «Бакалавр ветеринарной экспертизы»
110400 Зоотехния 4 года 62 «Бакалавр сельского хозяйства»
110401 Зоотехния* 5 лет 65 «Зооинженер»
080401 Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)* 5 лет 65 «Товаровед-эксперт»
020200 Биология 4 года 62 «Бакалавр биотехнологии»
020207 Биофизика 5 лет 65 «Биофизик»
020208 Биохимия* 5 лет 65 «Биохимик»
020803 Биоэкология 5 лет 65 «Биоэколог»
* По данным образовательным программам ведется подготовка также по очно-заочной (вечерней) и (или) заочной формам обучения. Заочная форма обучения открыта в академии в 1956 г., вечерняя — в 2002.

Кроме того, академией разработано 6 образовательных программ для подготовки магистров по направлениям биологии, сельского хозяйства и ветеринарно-санитарной экспертизы.

Сегодня в МГАВМиБ обучается около 5000 студентов по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам. Подготовку ведут 6 факультетов и 41 кафедра. Среди профессорско-преподавательского состава ученые степени и ученые звания имеют 70,5 % сотрудников, из них докторов наук, профессоров—23,9 %. В академии трудится 15 академиков и членов корреспондентов РАСХН, РАН, РАМН, десятки членов Международных и общественных академий наук, заслуженные деятели науки РФ, почетные доктора зарубежных университетов, лауреаты государственных премий и премий Совета министров СССР и Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

В академии создана необходимая учебно-производственная и экспериментальная база. Академия располагает единой вычислительной сетью. Число Internet-серверов — 10, локальных сетей — 14, терминалов, с которых имеется доступ к сети Internet, — 200, число компьютеров — 455, из них в учебном процессе используется 310; компьютерных классов — 16, при этом доступ студентов в них не ограничен лишь аудиторными занятиями.

На всех факультетах уделяется большое внимание четкой организации учебного процесса. Для этого своевременно составляют учебные планы, программы, расписания занятий, экзаменов, подготавливают наглядные пособия, учебное оборудование и лаборатории, принимают меры к обеспечению студентов учебниками и учебными пособиями, методическими указаниями и рекомендациями по всем учебным дисциплинам или отдельным наиболее важным темам.

В учебном процессе все чаще применяют инновационные формы и методы обучения, активизирующие познавательную деятельность студентов. Для контроля знаний используют собеседование, письменные работы, компьютерное тестирование и др. На отдельных кафедрах (биофизики и физики, кормления животных, философии и социально гуманитарных наук и др.) широко практикуют деловые игры, позволяющие лучше узнавать дисциплину, учиться принимать правильное решение в производственной обстановке.

Внедряют активные формы и методы обучения, такие как олимпиады, теоретические предметные конференции, круглые столы. Олимпиады проводят в основном на первом втором курсах всех факультетов. Теоретические конференции и круглые столы по отдельным проблемам организуют на третьем-четвертом курсах факультетов ветеринарной медицины, зоотехнологий и агробизнеса.

Все большее признание получает тестирование студентов по всем образовательным программам. Знания студентов контролируются в форме компьютерного тестирования по разработанным программам, что направлено на проверку выполнения требований ГОС ВПО.

На кафедрах ветеринарной вирусологии и акушерства, кормления, генетики и разведения животных, анатомии и зоогигиены внедрены модульные технологии обучения, предусматривающие составление программ (с указанием основных блоков обучения) и методических указаний (с подробным описанием выполняемых операций).

Основным направлением в повышении качества подготовки специалистов является приобретение ими практических навыков и умения самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Для практического обучения студентов используются учебно-опытное хозяйство «Леоновское», филиалы кафедр на производстве, около 50 сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий разных форм собственности (на основе двусторонних договоров между академией и предприятием).

Филиалы с учебными классами на производстве имеются более чем на 30 кафедрах. Студенты там изучают отдельные темы, связанные непосредственно с производственными процессами. Например,

  • филиал кафедры зоогигиены им. А.К. Даниловой организован в племенном птицеводческом заводе «Конкурсный»,
  • кафедры звероводства и кролиководства — в звероводческом племенном заводе «Салтыковский»,
  • филиалы кафедр физиологии животных и органической и биологической химии — при ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии,
  • биохимии и питания сельскохозяйственных животных», филиал кафедры ветеринарной хирургии — при ветеринарной клинике ООО «Мовет» г. Москвы,
  • кафедры ветеринарной вирусологии — при ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. Я.Р. Коваленко»,
  • кафедры радиобиологии, рентгенологии и ГО — на базе ФГУ «Центральная научно-методическая лаборатория»,
  • кафедры товароведения и технологий сырья животного происхождения — в ООО «Торг-мех» и т.д.

Задача по подготовке конкурентоспособных специалистов влечет за собой необходимость в обеспечении самого высокого уровня информационного сопровождения учебного процесса. Анализ обеспеченности студентов учебной и учебно-методической литературой показывает, что учебный процесс по большинству дисциплин соответствует установленным требованиям, а по отдельным дисциплинам превышает их. Реальная обеспеченность учебной и учебно-методической литературой по циклам дисциплин составляет: по общим гуманитарным и социально-экономическим (1-й блок) дисциплинам — 0,5; общим математическим и естественнонаучным (2-й блок) — 1,3; общим профессиональным (3-й блок) — 1,8; по всем дисциплинам для заочников — 1,2.

В библиотеке академии созданы комфортные условия для самостоятельной работы в каждом читальном зале.

Студенты и преподаватели имеют доступ к Интернету, широко используют в работе копирование и сканирование необходимых документов на традиционных и электронных носителях.

В академии созданы уникальные научно-учебные музеи, которые также используются в учебном процессе:

  • гельминтологический музей имени К.И. Скрябина,
  • анатомический,
  • патологоанатомический,
  • пушного звероводства,
  • ветеринарной фармакологии,
  • истории ветеринарной медицины,
  • зоологический,
  • сырья животного происхождения,

Чтобы постоянно контролировать образовательный процесс и повысить качество обучения студентов, в 2008 г. в академии на базе учебной части создано учебно-методическое управление. В его состав входят несколько секторов — организации учебного процесса, обеспечения качества образования, инноваций и технических средств обучения, учебно-производственной практики.

В настоящее время существенную роль в развитии системы качества подготовки кадров выполняет сектор качества образования учебно-методического управления академии, в обязанности которого входят: разработка и сопровождение всех видов учебных планов; контроль качества учебного процесса, включая контроль учебно-методических комплексов и знаний через систему тестирования (внутривузовского и через Интернет); сопровождение процедур лицензирования, аттестации и аккредитации; обеспечение учебно-методической литературой и ее издание, в т.ч. и на электронных носителях. Руководят службой качества проректор по учебной работе и начальник учебно-методического управления. Система менеджмента качества образовательной деятельности в академии соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 — 2001 (ISO 9001:2000), на что был выдан 26 декабря 2008 г. соответствующий сертификат сроком на 3 года.

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества позволяет академии совершенствовать организационную структуру управления и повышать как ее эффективность, так и качество образования, формировать общественное мнение о стабильном и прочном положении академии на рынке образовательных услуг.

Успешному и всестороннему развитию обучающихся в немалой степени способствуют инновационные решения по воспитательной и культурно-массовой работе. В академии созданы учебно-воспитательные комиссии факультетов и вуза, школа кураторства, студенческое самоуправление. На базе академии проходят межвузовские соревнования КВН, ежегодные конкурсы «Мисс Академия», художественной самодеятельности студентов среди факультетов. Лучшие художественные студенческие коллективы и отдельные исполнители академии участвуют в Московских и Всероссийских конкурсах, мероприятиях, проводимых управой «Выхино—Жулебино» г. Москвы.

Нашему вузу 90 лет, и несмотря на то, что МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, как и другие вузы страны, имеет целый ряд проблем, связанных с недостаточным финансированием учебного процесса, сложностью замены профессорско-преподавательского состава на более молодые кадры, нехваткой современного учебного оборудования, трудностью набора первокурсников на отдельные специальности и т.д., мы с оптимизмом смотрим вперед.

Российский Ветеринарный Журнал №3 за 2009 г.